Трехмерный отпуск с однолинзовой камерой  

Опубликовано в газете Stereo View - April 2002
автор статьи David Saxon
перевод Вазенмиллер Е. А., Шерудило Т. А.

 


Дэвид Саксон и стереоскоп: портрет сделан с помощью однообъективной камеры моей женой, требовавшей от меня стоять неподвижно, пока она перематывала пленку и делала второй снимок. Мы использовали штатив со скользящими салазками (сдвиг 1,5 дюйма). Хотя вы видите различие на двух снимках, трехмерный просмотр скрадывает различия.


Мы отправлялись в фототур по Ирландии с маленькой группой фотолюбителей. Наш ведущий был фотографом и знал места, куда можно было поехать. У него был маленький автобус для нашей группы из восьми человек, в котором мы спали, ели и путешествовали. У него даже был штатив, которым можно было пользоваться при необходимости. В общем, ни о чем не надо было думать.

Однако этот отпуск отличался от пред­ыдущих по­ездок. Я рассчитывал по­экспери­менти­ро­вать со стерео­съемками без стереокамеры. Я хотел делать два снимка одной зеркальной камерой (Mamiya Secor с телескопическим объективом 8:1), сдвигая камеру в горизонтальном направлении, чтобы создать стереопару. Это можно делать любой камерой, но телескопический объектив позволяет найти и создать наилучшую композицию.

В общих чертах, стереопара - это комбинация из двух изображений, которые выглядят почти одинаковыми, но были сфотографированы под немного различающимися углами. Это создает небольшое различие в перспективе между двумя изображениями. Каждый глаз видит свою картинку и наш мозг налагает их одно на другое и смешивает таким образом, что мы видим одно изображение, но с заметной глубиной.

Остров Ахилла: нет ветра, нет птиц, только овца немного сдвинулась. Приятные воспоминания о нашей поездке.


Cнимая на обращаемую пленку, я применяю фотографические отпечатки для создания стереооткрыток по старому обычному способу. Стереооткрытки - это обычные трехмерные снимки. Задолго до радио, телевидения, кинематографа - в самом начале фотографического искусства - многие гостиные были украшены стереооткрытками и стереоскопами. Вечера заполнялись увлеченным рассматриванием трехмерных изображений. Снимки экзотических мест, сделанные новым для того времени поколением художников - фотографами, рассматривались и передавались из рук в руки. Более столетия назад это было чем-то исключительным. По разным причинам стереоискусство значительно поблекло, но волшебство стереофотографии живо как никогда.

Стереофотокамера, такая как Stereo Realist, имеет два объектива и делает одновременно два снимка. Ее объективы, как правило, разнесены на расстояние около трех дюймов. Такое расстояние между объективами больше всего подходит для съемок предметов, находящихся на расстоянии от 5 до 15 футов.

Художник на Барнабоне: моя жена Сильвия помогает мне, сидя неподвижно, пока я делаю снимок.


Преимущество исполь­зова­ния фотокамеры с одним объективом в том, что фотограф может смещать фотокамеру по горизонтали на разные рас­стояния в зависимости от того, насколько далеко находится предмет съемок. Для предмета, удаленного на 25 футов, сдвиг объектива камеры должен составлять 9 дюймов. По мере того, как рас­стояние до ближайших предметов воз­растает, возрастает и сме­щение камеры. При съемках городского пейзажа с крыши здания, может понадобиться сместить камеру на 20 футов между снимками. Если пейзаж обрамлен деревьями, сдвиг камеры может достичь 15 дюймов. Короче говоря, чем дальше от нас ближайший предмет, тем больше сдвиг камеры. В отношении смещения камеры у фотографа полная свобода действий, и здесь уместны эксперименты.

Сдвиг камеры больше чем на три дюйма дает преувеличенный стереоэффект (hyper-stereo), а сдвиг, меньший трех дюймов, при макросъемке, например, жуков или цветов, даст преуменьшенный стереоэффект (hypo-stereo).

В этой ирландской поездке гипер-стереоэффект был обычным делом. Там было много красивых сценичных композиций, я сделал много снимков. Когда я хотел сделать снимок с моей женой на первом плане, мне приходилось кричать "Замри!", делать снимок, перематывать пленку, премещаться вместе с камерой на 6 или 9 дюймов в сторону и делать второй снимок.

Старый мельничный ручей, Луисберг, Ирландия: хотя движение (вода, облака, птицы, люди) может разрушить стереоизображение, сделанное однолинзовой камерой, вода на этой стереопаре не создает никаких проблем.


Делая такие пары снимков, я пытался сохранить неизменной композицию. Нет правила, говорящего, какой снимок делать первым, но если тучи движутся слева направо, делайте сначала левый снимок.

Но сделать снимок - это только первый шаг. Поскольку мой метод съемки стереопар ручной, камера сдвигается и выравнивается между снимками на глаз, мои снимки будут близко, но не абсолютно одинаково откадрированы. При создании стереооткрытки, пона­добится вырезать и выравнять отпечатки довольно точно. Обе фотографии должны быть выравнены по вертикали и горизонтали. Выравнивание критически важно, или стереоскопический просмотр будет просто невозможен.

При помощи чертежной доски, рейсшины и угольника я выравнял два отпечатка так, чтобы они были одинаково откадрированы и обрезаны. Отпечатки могут быть помещены рядом на открытку размером 3,5 на 7 дюймов, называемую форматом "Holmes" (стандартный общепринятый размер стереооткрытки). Кроме таких средств фотографического искусства, как экспозиция, плотность, композиция и эстетика, есть еще и глубина. Тогда как у обычной фотографии может быть только ощущение глубины, вызываемое деревом, дорогой, оградой, людьми на переднем плане, стереофотография создает для рассматривающего эффект личного присутствия.

Наша поездка по Ирландии была успешным стереоэкспериментом. С тех пор я улучшил свою технику в поездках по Италии, Франции, Англии, Израилю, и намерен продолжать. Я по-прежнему чувствую радость, когда показываю стереооткрытки своим друзьям, которые никогда не были знакомы со стереоизображениями, и вижу их тихое восхищение: "Вот это да-а!"



СТЕРЕОАРТ: Совместный проект СИТЦ "ПРОГРЕСС" и Serge N. Kozintsev