Фотография, искусство и третье измерение  

Опубликовано в газете Stereo View - May 2002
автор статьи Boris Starosta
перевод Вазенмиллер Е. А., Шерудило Т. А.

 

Я впервые оценил возможности анаглифных изображений осенью 1998 во время печати рисунка под названием "Голубой свет" (Blue Light). Я готовил анаглифные изображения для показа в местной галерее моего родного города Шарлоттесвилля, штат Вирджиния. Мой друг, который весьма скептически относился к моему увлечению трехмерной фотографией, сказал, глядя на фотографии, которые печатались не его принтере Epson 3000, "Это выглядит очень неплохо! Это даже хорошо смотрится как плоская картинка!" Это замечание задело меня за живое и в последующие годы способствовало выработке изящного искусства в стиле анаглиф.

Я начал свои первые опыты с анаглифами годом раньше. Гарольд Бейз дал мне первые уроки того, как создать яркие анаглифы в компьютерной цветовой модели RGB. Я применил полученые сведения к своим первым анаглифам, опубликованным в интернете.

Больше я не занимался анаглифами до следующего лета, когда я отпечатал несколько больших изображений в местном бюро обслуживания NSA в Ричмонде, но только один из них меня удовлетворил: "Воздушный парк" (Air Park). Позднее я понял, почему.

В Ричмонде я встретил Гебриэла Джейкоба, который показал мне свои замечательные анаглифы, сделанные при помощи струйного принтера Epson. От него я узнал секрет использования выравнивания для устранения призраков: в анаглифе обычно лучше пожертвовать стереоокном для того, чтобы уменьшить параллакс в главной точке изображения.

Анаглифные изображения страдают от наследия тех времен, когда они использовались в комиксах и коммерции. Как таковые, они были слабы в эстетическом и техническом отношении: другими словами, большинство анаглифов, известных публике, "некрасивы" и, прибавляя к обиде оскорбление - не давали удовлетворительного стереоэффекта.

В связи с этим, неудивительно, что только немногие художники потрудились исследовать это изобразтельное средство или выбрали его для выражения своих мыслей. Основная трудность - это "некрасивость" анаглифов, потому что никто не захочет повесить некрасивую картинку у себя на стене. Независимо от содержания, произведение искусства должно быть эстетичным - это помогает привлечь публику.

Я попытадся побороть эту "некрасивость", пряча на своих фотографиях то самое, что делает их анаглифами: цветную красно-синюю кайму вдоль контуров, вызванную параллаксом или глубиной изображения. Конечный результат - отпечаток, который можно рассматривать с двух точек зрения, как плоское и как трехмерное изображение. Работая с различными фотографиями, я нашел разные способы делать изображение пригодным для рассматривания без стереоочков.

КАМУФЛЯЖ (Поцелуй (Kiss), Бегуны (Racers), Peloton, Гонщик Вуду (Voodoo Rider)). В этих работах полосы скрыты благодаря тому, что детали в глубине размываются. Красно-синяя кайма теряется за нечеткостью очертаний (motion blur) и очень заметно скрадывается - камуфлируется, если вам угодно, благодаря их смягчению и уподоблению размытия в движении. Эта техника - лучшее решение для подобных изображений. Детали в глубине теряются, восприятие глубины уменьшается.

ЗАТЕМНЕНИЕ (Iris, Pond Life, Шлифовщик (Grinder), Скульптор (Scultor)). Эти работы содержат случайные текстуры, которые скрывают анаглифные полосы. Таким образом, изображение не двоится. Для примера, в "Шлифовальщике" мужчина сфотографирован, а огненные брызги, летящие за плоскость печати, созданы случайной текстурой, которая заметно подавляет какие-либо анаглифные полосы. Даже брызги не кажутся двоящимися.

ОБЪЕДИНЕНИЕ (Голубой свет (Blue Light), Мечта (The Dream), Cubism V, Slivers, Cables, Tower Plane, Воздушный парк (Air Park), Atlas Robot). В этих работах полосы становятся частью композиции. Для примера, в "Мечте" абстракции плавающих бестелесных рук в пространстве действительно возвышаются благодаря разделению цветов через параллакс. Полосы/двоение становятся преднамеренно созданной частью "плоской" композиции. В "Воздушном парке" полосы на летящей воздушной машине подчеркивают иллюзию движения.

АТМОСФЕРНАЯ ДЫМКА (Воздушный парк (Air Park), Облака (Clouds), Maricopa). Атмосферная дымка будет сокращать контраст удвленных краев и, таким образом, естественным образом размазывать полосы, в тоже время сохраняя ощущение глубины при трехмерном просмотре.

Эти методы скрытия полос/раздвоенности также приводят к уменьшению призраков, таким образом способствуя как плоскому, так и объемному рассматриванию.

Мои исследования и эксперименты с изящным искусством в стиле анаглиф должны вызвать вопрос: зачем такие хлопоты со всем этим объемом? Зачем так много усилий, чтобы скрыть особенности анаглифов, когда можно просто сделать все плоским и решить проблему раз и навсегда? Я еще не знаю ответа и, может быть, никогда не узнаю. Несомненно, некоторые вещи лучше показывать в объеме, а другие вещи и нельзя показать иначе как объемными! Но годится ли это для искусства?

 

Создание анаглифов с помощью компьютера

Ниже описаны три различные процедуры создания анаглифных изображений для стереоочков с красным фильтром на левом глазе для работы на MAC или PC в Photoshop 4.0 и при использовании RGB цветов левого и правого исходных изображений. Отсканируйте левое и правое изображения и откройте их в Photoshop.

Создание анаглифов с сохранением всех цветов (для неярких изображений):

  1. Выделите все левое изображение (ctrl-A).
  2. В списке каналов выделите красный канал.
  3. Скопируйте изображение (оно сохранится в буфере).
  4. Перейдите к окну с правым изображением.
  5. Выделите всё.
  6. Выделите карсный канал и нажмите Paste (вставить).

Таким образом мы вставили красный канал из левого изображения в красный канал правого. Перейдите к пункту 7.

Создание анаглифов с сохранением некоторых цветов (для изображений с насыщенными цветами):

  1. Выделите все левое изображение (ctrl-A).
  2. Не выделяйте какой-либо канал (т. е. выбраны все каналы).
  3. Скопируйте изображение (оно сохранится в буфере).
  4. Перейдите к окну с правым изображением.
  5. Выделите всё.
  6. Выделите красный канал и нажмите Paste (вставить).

Мы вставили три канала из левого изображения в красный канал правого. В действительности мы вставили обесцвеченное левое изображение в красный канал правого. Перейдите к пункту 7.

Создание обесцвеченных анаглифов (если исходные изображения имеют очень яркие цвета и вы хотите устранить цветовое соперничество):

  1. Обесцветьте левое и правое изображения: menu > image > mode > grayscale.
  2. Выделите левое изображение.
  3. Скопируйте изображение (оно сохранится в буфере).
  4. Перейдите к окну с правым изображением.
  5. Преобразуйте его снова в цветовую модель RGB (menu > image > mode > RGB).
  6. Выделите красный канал и нажмите Paste (вставить).

    Так мы вставляем левое изображение в красный канал правого. Не считая характерных красно-синих каемок, ваш анаглиф выглядит в основном серым.


  7. После создания анаглифного файла начните выравнивание. В списке каналов вместе с выделенным каналом (а именно #1 red) вы можете увидеть также сочетание всех трех каналов (полноцветное изображение), показанное на экране (После того как выделяешь красный канал, глазки рядом с остальными каналами гаснут. Надо их зажечь кликая на них а не на сами каналы. Прим. переводчика). Это удобно, потому что вы можете тонко настраивать положение красного канала и в то же время смотреть на анаглифное изображение. Это значительно ускоряет удаление ошибок масштабирования и вращения и установку стереоокна. Вы начинаете эту часть работы после шага 6. После выравнивания обрежьте изображение, чтобы удалить лишнее.

Дополнительное замечание: некоторые стереопары требуют особой настройки, чтобы получить хороший анаглиф. Например, моя серия "Blue nudes" - эти изображения были получены при ярко синем освещении, что привело к отсутствию информации в красном канале, создавая определенные трудности. Я сделал приятные цветные анаглифы, используя не красный канал левого изображения, а зеленый и синий каналы, копируя и вставляя их в красный канал правого изображения. Возник общий цветовой сдвиг, в то же время сохранились приятные особенности цветного анаглифа. Однако, вы не можете сдвигать цвета (mix channel, shift hue) после того, как вы сделали анаглиф. До этого момента любое сочетание каналов может быть вставлено в красный канал правого изображения для получения желаемого результата.



СТЕРЕОАРТ: Совместный проект СИТЦ "ПРОГРЕСС" и Serge N. Kozintsev