Варшавский Фотопластикон  

Фотопластикон - устройство для одновременного просмотра стерео­диапозитивов 24 или 25 зрителями был создан в начале восьмедесятых годов XIX века германским изобретателем Августом Фурманном. Новое изобретение быстро приобрело огромную популярность, давая возможность любому посетить самые далёкие регионы земного шара без забот, опасностей и расходов на путешествия.

Впечатления были действительно необычными. Благодаря стерео­ско­пической технике фотосъёмки зритель мог увидеть трёхмерное изображение показывающее мир с необычайной точностью и иллюзию пространства. Эра пара и электричества создала также экипаж для виртуальных путешествий не ограниченных временем и про­странством. В скором времени в Европе было создано около 250 фото­пластиконов, в Германии называемых Kaiserpanorama (Императорская Панорама). В конце XIX столетия братья Люмьер изобрели кинематограф, который быстро завоевал благосклонность широкой публики и неловкие, громоздкие барабаны фотопластиконов скоро были забыты.

Первая заметка об варшавском фотопластиконе была опубликована в газете Kurjer Warszawski в 1901 году. Настоящий варшавский фотопластикон был создан в 1905 году в Иерусалимских Алеях и является единственным в мире устройством такого рода, не изменившим своего местоположения. Фотопластикон пережил войну и Варшавское Восстание потому, что всегда помогал жителям Варшавы перенести все опасности. В те времена он служил контактным пунктом бойцов движения сопротивления. После освобождения, посреди разрушенной Столицы показывал радостные, цветные изображения давнего мира, давая усталым людям отдых и надежду на лучшее будущее. В 1950 и 1960 годах он являлся маленьким окошком в Железном Занавесе, местом встречи влюблённых и любителей джазовой музыки. Ещё сегодня Варшавский Фотопластикон является магическим местом, где реальные-нереальные фигуры из старинных съёмок показываются зрителям, которые приходят, уходят и приходят снова в призрачно-реальный мир воспоминаний.

В барабане фотопластикона


Вертятся и движутся колёса и рычаги
с колёса на колёсо передают силу
из вчерашнего дня, всё дальше и дальше
через реку автомашин, в скрежетании трамваев,

Пан Юзеф приглашает Вас на экскурсию
которая будет длиться двадцать минут
и сто лет

Вертятся и движутся колёса и рычаги
вместе с музыкой плывут фотографии
это для Вас, дорогие друзья вертится эта бочка
вслед движению Вселенной, на вечную память.

(фрагмент)

Так видел фотопластикон поэт Тадеуш Худы. Пан Юзеф, владелец Фотопластикона, умерший в 1980 году был эго отцом. Сегодня фотопластикон находится под покровительством Томаша Худого, сына Тадеуша, внука Юзефа.

За почти столетнюю историю Фотопластикон только раз покинул свое традиционное местопребывание на Иерусалимских Алеях. На переломе 2000-2001 годов в связи со столетием Варшавского Выставочного Зала "Захента" Фотопластикон три месяца занимал Салон на первом этаже здания в рамках Юбилейной Выставки. --> --> Варшавский Фотопластикон имеет 24 места дла зрительей, каждое с бинокулярными очками. В "бочке" Фотопластикона находяться 48 пар стереодиапозитивов, которые перемещаются прыжками через каждые 14 секунд; весь цикл длится таким образом одиннадцать минут. Сеанс сопровождается тщательно подобранной музыкой "чёрных" грампластинок. С первого момента зрители восхищены необычной отчётливостью и пространственностью съёмок. Стоит поэтому посетить забытый, но постоянно живой мир наших прадедов!


Трудно поверить, что эти технически совершенные съёмки сделаны были примитивными пластиночными фотоап­паратами во времена, когда об автоматике экспозиции или фокусировки никто даже не мечтал. Коллекция диапозитивов состоит из около трёх тысяч диапо­зитивов в многих тематических циклах. Часть диапо­зитивов созданны в начале XX. века, остальные более позднего времени, до 60-х годов XX. века.





Вот одна из многих вручную раскрашеных стереокарточек начала XX века. Можно разглядеть мелкие отличия двух кадров съёмки.


Два кадра - слева и посередине создают стереопару. Сфокусировав зрение на бесконечность в некоторый момент увидим пространственное изображение. Третий кадр является анаглифом - трёхмерным изображением предназначеным для осматривания через красно-синие очки.


Вот ручной стереоскоп Хольмеса конца XIX века из коллекции Варшавского Фотопластикона. Такие стереоскопы являлись необходимым элементом вооружения мещанских салонов.



Автор Tomasz Chudy По материалам сайта The Warsaw Photoplasticon
Перевод с польского Jan Rubinowicz



СТЕРЕОАРТ: Совместный проект СИТЦ "ПРОГРЕСС" и Serge N. Kozintsev